Главная / Дистанционное обучение / Теория музыки 1 неделя / Сольфеджио и слуш муз 1кл ППП Кокоулина Н.В.

Сольфеджио и слуш муз 1кл ППП Кокоулина Н.В.

« Назад

29.03.2020 11:11

ворд  Задание по предмету «Сольфеджио»

для учащихся 1/8 ППП Кокоулиной Натальи Владимировны

Дата проведения: 2 апреля, 9 апреля 2020 г.

 

 Тема урока: « Басовый ключ. Ноты в басовом ключе»

Дорогой друг!

Внимательно читай каждое задание и у тебя всё получится!

Итак, полный вперёд!

 Басовый ключ используется для записи средних и низких по звучанию нот. В этом ключе фиксируются ноты малой и большой октав, а также контроктавы и субконтроктавы. Кроме того, иногда басовый ключ используется для нескольких нот из первой октавы.

Второе название басового ключа – ключ ФА. Так его прозвали за то, что своим положением на нотном стане (а он привязан к четвертой линейке) он указывает на ноту ФА малой октавы. Нота ФА малой октавы является своеобразной точкой отсчета в системе басового ключа, и расположение всех остальных нот можно вычислить, если запомнить, где пишется эта самая ФА.

 

https://muz-teoretik.ru/wp-content/uploads/2015/12/basobyi-kluch-01.jpg

 

Ноты малой октавы в басовом ключе

 Ноты малой октавы, когда они записаны в басовом ключе, занимают основное пространство нотного стана (три верхних линейки). Это свидетельствует о том, что данные ноты можно отнести к разряду наиболее часто употребляемых в музыки, значит, их нужно лучше всего знать. На рисунке выписаны все ноты малой октавы.

 

ноты малой октавы в басовом ключе

 

 

Ноты большой октавы в басовом ключе

Ноты большой октавы встречаются в музыке почти так же часто, как и ноты малой октавы. Для записи нот данного диапазона используются две нижних линейки нотного стана, а также две добавочных линейки снизу. Смотрим на рисунок:
 

 

ноты большой октавы в басовом ключе

 

Домашнее задание: Г.Ф. Калинина.Сольфеджио. Рабочая тетрадь 1 класс.

Стр 10 ( Урок от 2 апреля), Стр 11(Урок 9 апреля)

 

 

 Цель: проверить степень овладения учащимися учебного материала.

Задача: формировать у детей потребности в знаниях и познавательной активности;

формировать у детей  трудовые навыки; проверить усвоенный материал.

 

Домашнее задание выполняется еженедельно. Высылаются на почту kokoulina.nata@yandex.ru

 

 

 

Задание по предмету «Слушание музыки»

для учащихся 1/8 ППП Кокоулиной Натальи Владимировны

 

Дата проведения: 2 апреля, 9 апреля 2020 г.

 

Тема урока: «Образы игрушек в музыке.

П.И. Чайковский Трилогия «Куклы» из «Детского альбома.»

 

 

П.И. Чайковский очень любил детей, тонко и чутко понимал их душу, чувствовал их настроение. Он часто говорил: «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни» детская тема проходит через все его творчество, а «Детский альбом» стал первым сборником пьес для детей в России, вошедшим в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В нем поместилась целая детская страна, большой мир ребенка, рассказанный в звуках. Музыка Петра Ильича Чайковского звучит на всех континентах и везде находит горячих поклонников. Музыкальный язык великого лирика настолько ярок, что узнаваем в любом его произведении, будь то сложная симфония или незатейливая детская пьеса. По-настоящему понять и оценить его крупные произведения вы сможете, когда станете взрослыми. Мы же обратимся к «Детском альбому».

 Всего в цикле 24 пьесы. Может быть потому, что в сутках 24 часа? А сколько событий, происшествий, историй происходит за весь день у ребёнка! Великое множество! Из всех 24 пьес «Детского альбома» Чайковского мне особенно нравятся те, которые связаны с детскими играми и игрушками: это «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».  Можно сказать, что Чайковский показывает целый калейдоскоп детских игр – игр и для девочек, и для мальчиков.

 Болезнь куклы

 

Пьесы № 6, 7, 8 и 9 образуют маленькую сюиту. Конечно же, это пьесы не только о куклах, но и о девочке, которая переживает болезнь куклы, её похороны, а спустя некоторое время радуется новой кукле. Это короткие музыкальные рассказы о сложной и серьёзной душевной жизни ребёнка, который чувствует всё так же сильно и остро, как взрослый человек.

Печальная музыка об очень искренних переживаниях девочки, которая принимает свою игру как бы всерьёз. А может быть, любимая кукла действительно безнадёжно сломалась (заболела).

У девочки заболела кукла. Как в музыке рассказано об этом? Что необычно в музыкальном языке этой пьесы? Слушая музыку, вы сразу обратите внимание на то, что в ней нет сплошной мелодической линии. Она как бы «разорвана» паузами, каждый звук мелодии напоминает вздох: «Ох... ах...»

Форму пьесы можно определить как одночастную, состоящую из двух периодов с кодой. Жалобно звучат «вздохи» куклы в первом предложении, переходящие затем в приглушённые стоны, когда они переносятся в низкий регистр. «Страдания» куклы достигают предела во втором периоде, содержащем напряжённую кульминацию. Период завершается кадансом на тоническом аккорде. Пьеса имеет долго «угасающую» коду. Кукла заснула...

 

Похороны куклы

 

В музыке, написанной для детей, чувствуется бережное отношение к переживаниям ребёнка, понимание их глубины и значительности. Слушая эту пьесу, обращаешь внимание на серьёзность, неподдельность чувств маленького героя, на то, с каким уважением композитор относится к личности ребёнка.

Чайковский не случайно дал подзаголовок своему циклу – «В подражание Шуману». Эта пьеса невольно напоминает «Первую утрату» из «Альбома для юношества» Р. Шумана.

Пьесу пронизывает характерный ритм типичного похоронного марша, однако эта черта не делает из пьесы действительно похоронный марш. Порой в литературе можно встретить утверждение, что здесь Чайковский воспроизвёл звучание хора.

Мрачный характер музыки подчеркивается тяжеловесными аккордами и интервалами в аккомпанементе, который должен быть хорошо согласован с мелодической линией.

Но как бы то ни было, и при исполнении, и, слушая эту пьесу, не стоит всё воспринимать слишком всерьёз. Всё-таки, композитор звуками создаёт впечатление похорон куклы: элемент игры здесь не должен совсем пропадать

 Новая кукла

 

Девочка так рада новой игрушке! Вместе со своей куклой она кружится, танцует и, наверное, чувствует себя очень счастливой. Музыка наполнена чувством восторга, трепещущей радости, счастья. Выдержанный на протяжении всей пьесы ритмический пульс, который даёт аккомпанемент, напоминает взволнованное биение сердца.

«Новая кукла» завершает маленькую сюиту. Лёгким ветерком радости предстаёт эта миниатюрная пьеса. Она и звучит меньше минуты. В ней слиты воедино разные оттенки чувства: изумление, восторг, охватывающие ребёнка при виде красивой игрушки, о которой он давно мечтал. Словно девочка с куклой кружится по комнате, залитой солнечным светом...

Пьеса звучит в характере стремительного вальса. Обычный вальсовый

размер 3/4 ускорен вдвое - 3/8. Поэтому мелодия словно «задыхается». Она даже не разделена на фразы, а состоит из мелких мотивов, сливающихся в одну «волну». Аккомпанемент «облегчён» паузами на слабых долях.

 https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0c94/000cca4b-7f57f36f/hello_html_1fe52502.png                       https://pbs.twimg.com/media/DcbU8IGXkAELzso.jpg:large

 

 

Домашнее задание на два урока 2 апреля и 9 апреля: Прочитать теоретический материал, послушать данные произведения, нарисовать картинку к полюбившейся пьесе.

https://music.yandex.ru/album/6778419/track/48830615

 

 

Цель: проверить степень овладения учащимися учебного материала.

Задача: формировать у детей потребности в знаниях и познавательной активности;

формировать у детей  трудовые навыки; проверить усвоенный материал